Кагирова Римма Рамилевна, воспитатель МБДОУ ДС № 253 г.Челябинска

Семинар "Цели и задачи трудового воспитания дошкольников"

24 января 2024

Семинар "Цели и задачи трудового воспитания дошкольников"

Выполнила Кагирова Р.Р.

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания .  А.С. Макаренко.

Актуальность проблемы трудового воспитания дошкольников

  1. Снижение интереса к труду.
  2. Отсутствие желания участвовать в повседневной трудовой деятельности.
  3. Бедность, узость и бессистемность знаний детей о труде взрослых.
  4. Низкий уровень сформированности трудовой деятельности к концу дошкольного возраста.
  5. В практике семейного и общественного воспитания распространена авторитарная модель руководства трудовой деятельностью, которая выражается в следующем:

- Насильственное включение ребёнка в трудовую деятельность,

- Чрезмерная регламентация действий ребёнка,

- Угроза наказания за плохое отношение к труду,

- Наказание трудом за плохое поведение,

- Недовольство неумением ребёнка.

 

Трудовое воспитание дошкольников - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников , направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей , психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам , на сознательный выбор профессии .

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей.

Труд - важнейшее средство воспитания , начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Цель трудового воспитания -  формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества (ФГОС ДО п. 2.6)

Задачи трудового воспитания:

  1. Ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности:
  • воспитание интереса к труду взрослых,
  • воспитание уважения к трудящимся,
  • воспитание бережного отношения к результатам труда,
  • воспитание стремления помогать взрослому.

 

  1. Формирование самой трудовой деятельности ребёнка:
  • развитие трудовых навыков детей,
  • развитие умения планировать трудовую деятельность,
  • формирование общественных мотивов трудовой деятельности.

 

  1. Воспитание личности ребёнка в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности:
  • воспитание правильного отношения к собственному труду;
  • воспитание личностных качеств (трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, ответственности);
  • воспитание положительных отношений между детьми в процессе труда.

 

Виды труда:

а) Самообслуживание

– это труд, направленный на обслуживание самого себя (умывание, одевание, раздевание и т.д.)

  • Общественная значимость:

- освобождает других от обслуживания себя;

- ребёнок овладевает всеми компонентами трудовой деятельности и самостоятельностью.

В младшем возрасте самообслуживание связано с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость), что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия.

В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Воспитатель формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу.

В старшем возрасте самообслуживание  (уборка постели, уход за волосами, обувью), например пропустить дежурных умываться первыми.

 

б) Хозяйственно-бытовой труд

– это труд по уборке помещений, участие в организации бытовых процессов и общественной деятельности и т.д.

  • Особенность хозяйственно-бытового труда- его общественная направленность,

т.е. удовлетворение потребностей других детей и взрослых.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры.

В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.

В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

 

в) Труд в природе

  • Уход за растениями и животными, выращивание овощей, озеленение участка и т.д.
  • Значение: благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
  • Особенности: - результатом этого вида труда может быть материальный продукт (урожай). Это сближает детский труд с трудом взрослых; - чаще всего этот вид труда имеет отсроченный результат; - труд в природе всегда связан с живыми объектами, поэтому формирует бережное, ответственное, осторожное отношение к окружающему; - даёт возможность одновременно развивать познавательные интересы.

 

г) Ручной и художественный труд

Направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека.

Содержание - изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева.

Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях:

  • изготовление поделок,
  • украшение своими изделиями помещения группы к праздникам, оформление выставок и т.д.

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА.

Поручение - обращённая к ребёнку просьба - взрослого выполнить какое-либо трудовое действие.

1 По форме организации: - индивидуальные - подгрупповые – общие.

2 По продолжительности: - кратковременные – длительные.

3 По содержанию (соответствуют видам труда): - по самообслуживанию - хозяйственно-бытовой -труд в природе - ручной труд

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Виды дежурства: - по столовой (со средней группы), - по занятию (со средней группы), - в уголке природы (в старшей группе).

Совместный труд. Такая форма организации труда, когда один ребёнок качественно выполняет свой один этап работы, многократно повторяя какую- либо операцию, и передаёт результат своего труда следующему ребёнку, который продолжает работу дальше.

Коллективный труд. Такая форма организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы.

Общий труд.  Такая форма организации труда, когда дети работают одновременно, выполняя каждый отдельное задание, входящее в общее дело.

Современные подходы к формированию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС

Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь, который хранится в доступном для детей месте. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками. Так, для хозяйственно – бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в уголке природы - лейки. Оборудование для труда детей на участке необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны. Предметы для труда (лопаты, совки, ведра, лейки, тачки, носилки и др.) должны быть удобны для детей и изготовлены из легкого, но достаточно прочного и безопасного для здоровья детей материала. (СанПин 2.4.1.3049-13, п.6.10.). Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала (семян, шишек, желудей), нарядные фартучки и др. – все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие. Целесообразно объединять оборудование по видам труда: в природном уголке – лейки, пульверизаторы;  в месте, отведенном для ручного труда – ножницы, иглы, разные виды тканей для ремонта и оклеивания пособий; принадлежности для хозяйственно – бытового труда - щеточки и совки, а для дежурных по столовой – фартуки, косынки, колпаки или пилотки.

Оставить комментарий: